История техникума

История техникума начинается в конце 19 века. Как говорится в письме в Учебный отдел Министерства путей сообщения: ''Последовательное развитие…железнодорожной сети …выдвинули на очередь вопрос о постройке в районе Рязано – Уральской железной дороги Технического училища, для подготовки второстепенных техников, как то: машинистов, помощников машинистов, дорожных мастеров и пр.'' Требовался приток новых кадров.

1900 год

Приказом от 8 мая 1900 года по Министерству Путей сообщения было объявлено об открытии в городе Саратове технического железнодорожного училища.

 

 

 

Начальником училища был назначен Громов Тихон Петрович.

В училище было принято 30 человек.

Педагогический коллектив составил 14 человек

1901 год

Открылся второй класс училища. Построены и начали свою работу второй учебный корпус (здание сохранилось и является сейчас 1 учебным корпусом) и общежитие на 50 мест.

Училище готовило для нужд дороги техников второго разряда по двум специальностям: тяговой и путейской. Курс обучения был рассчитан на три года в стенах училища и два года практики на дороге.

Большое внимание с первых лет существования училища уделялось преподаванию черчения, математике, работе в учебных мастерских. На втором курсе преподавались железнодорожное дело, общая механика, черчение по механике, механика паровая…

Внутренний распорядок требовал от будущих железнодорожников строжайшей дисциплины. Учащиеся были одеты «в серые шинели военного покроя и головные уборы с путейским наколышем».

1905 год

Состоялся первый выпуск молодых техников. 187 выпускников, получивших аттестаты и звание техников II разряда, составили костяк Рязано–Уральской железной дороги

1918 год

Низшее техническое училище преобразовано в среднее Саратовское техническое железнодорожное училище Рязано - Уральской железной дороги Народного комиссариата сообщения.

1920 год

Саратовское техническое железнодорожное училище преобразовано в Транспортный политехникум. За два выпуска подготовлено 187 специалистов

1924 год

Транспортный политехникм преобразован в Саратовскую объединенную железнодорожную профшколу (третий курс обучения). До 1930 года подготовлено и выпущено 557 специалистов техников.

1930 год

На базе закрытой профшколы организован Саратовский железнодорожный политехникум. Открыто пять отделений.

1935 год

Наибольший (за 30-годы) контингент: 28 учебных групп дневного отделения (1000 человек), 12 групп вечернего отделения (300 человек), котельщиков 80 человек, педагогические дополнительные курсы 60 человек. Всего через курсовую сеть в политехникуме прошло 1388 человек.

1936 год

Приказом МПС от 31 мая 1936 года политехникум был переименован в Транспортный техникум железнодорожного транспорта. Работают филиалы. Московский институт: подготовлено 84 инженера. Техникум работает по двухпотоковой системе

1938 год

На основании приказа НКПС от 28 августа 1938 года номер 505а техникум железнодорожного транспорта переименован в Саратовский механический техникум железнодорожного транспорта.

1941 - 1945 года

Вся работа учебного заведения была срочно подчинена нуждам военного времени. Учебные кабинеты первого корпуса были демонтированы, так как там разместился призывной пункт, где проходила мобилизация граждан Саратова и Саратовской области в действующую армию. Отсюда они направлялись в Татищево, а затем на фронт. Через два месяца корпус освободился и учебные занятия возобновились. В техникуме было очень тесно. Работали в три смены. На базе нашего техникума разместились эвакуированные техникумы железнодорожного транспорта из Гомеля и Ельца, а также Саратовский строительный техникум железнодорожного транспорта, т.к. их здание было занято под госпиталь.

Вечерние занятия шли при усиленной светомаскировке. Корпуса плохо отапливались, зимой в них было особенно холодно. На территории, на чердаках зданий дежурили учащиеся, чтобы предотвратить пожары от зажигательных бомб. Преподаватели и учащиеся техникума приняли активное участие в прокладке труб к Саргрэсу, обеспечивая бесперебойную подачу электроэнергии предприятиям города. Работники техникума и учащиеся принимали активное участие в помощи железнодорожному транспорту и городу: нагружали и разгружали вагоны и платформы, очищали от снега стрелки и пути, охраняли перекидной мост, работали в вагонном и локомотивном депо, на грузовом дворе. В дни сталинградской битвы велись большие оборонные работы: рыли траншеи, блиндажи. Учащиеся техникума помогали перестраивать завод «Комбайн» на выпуск самолетов, завод зуборезных станков, делавший станки для военной промышленности. чащиеся работали на подсобных работах – убирали цех после работы

1969 год

Еще раз сменилось название учебного заведения Саратовский техникум железнодорожного транспорта

2009 год

Саратовский техникум железнодорожного транспорта становится филиалом Самарского государственного университета путей сообщений.

Сегодня количество студентов, обучающихся в техникуме по очной и заочной формам обучения, достигло 2240. Обучение ведётся на следующих отделениях:

1. Отделение «Техническая эксплуатация подвижного состава на железнодорожном транспорте». Впервые было открыто в 1900 году как тяговое, преобразовано в 1918 году в механическое, в 1930 году – механико-тяговое отделение, затем – паровозное. В 1956 году закрыто паровозное отделение, и открыто тепловозное.

2. Отделение «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». Первый набор учащихся по специальности «техник-путеец второго разряда» состоялся в 1900 году, в 1930 путейское отделение переименовано в отделение «Строительно-путевое хозяйство и гражданские сооружения», в 1944 – «Строительное отделение». В 1991 году открыто в современном виде.

3. Отделение – «Энергоснабжение» – самое молодое отделение. Открыто отделение в 1996 году. Первый выпуск 2001 года – 23 человека. Предшественники – отделение электротехническое (сильноточники) (1918 год), переименовывалось в 1930 и 1936 годах.

4. Отделение «Организации перевозок и управление на железнодорожном транспорте». Впервые отделение было открыто в 1930 году как «Эксплуатационное» (коммерческая специальность).

Выпускники хорошо зарекомендовали себя не только на Приволжской, но и других железных дорогах.

5. Отделение «Эксплуатация средств связи». Отделение ''Проводная связь'' было открыто в 1961 году. Первый выпуск состоялся в 1965 году и составил 38 человек.

В 1969 году открыто отделение ''Радиосвязь и радиовещание''; выпуск состоялся в 1973 году в количестве 69 человек.

6. Отделение «Автоматика и телемеханика на транспорте». Возникло отделение в 1965 году, первый выпуск – 31 человек состоялся в 1969 году.

В 2003 году было открыто отделение "Подготовка и повышение квалификации". Отделение работает с подразделениями Приволжской железной дороги. В год свою квалификацию повышают от 600 до 1800 специалистов.

В настоящее время техникум располагает тремя учебными корпусами, хорошо оборудованными спортивными и тренажерным залами, столовой, двумя общежитиями.